Соискатель как картинка

Наибольшее количество информации о вас собеседник получает из резюме, в процессе разговора либо узнает через третьих лиц. Но некоторые данные он буквально считывает, оценивая вашу внешность, причем на достоверность этих сведений вы повлиять не можете: не в вашей власти ни опровергнуть, ни подтвердить их. Более того, сам представитель работодателя вряд ли отдает себе отчет в том, почему он предпочел именно этого кандидата, хотя другие имели равные шансы, почему кто-то вызвал у него доверие и симпатию, а кто-то, напротив, показался неприятным или даже опасным. Разумеется, все предусмотреть мы не в силах, и случается, что у интервьюера появляются личные причины недолюбливать людей с определенным типом внешности. Однако существуют правила, пренебрегать которыми, по крайней мере умышленно, не следует.
 
Понять, каким вы предстанете перед внутренним, подсознательным взором собеседника, можно, если постараться посмотреть на себя со стороны как на картинку, изображение телевизора с отключенным звуком. Но, оказывается, эту простую на первый взгляд задачу не так уж легко выполнить. Действительно, встать перед зеркалом и на полном серьезе сказать: «Здравствуйте, меня зовут так-то, я пришел по поводу вакансии такой-то…» — довольно тяжело. Человек не всегда воспринимает себя объективно, скажем, на некоторые собственные недостатки он смотрит слишком критично, поэтому будет только расстраиваться. Кроме того, кто-то не удержится от улыбки, кто-то начнет всерьез волноваться. Посему такая театральная репетиция не является обязательным условием подготовки, однако пускать ситуацию на самотек тоже неправильно. Задумайтесь о том, как вы войдете, протянете ли ладонь для рукопожатия и т. п. Часто люди, чувствуя неуверенность, вертят в руках какой-то предмет или сидят, обняв сумку, словно на вокзале. Чтобы подобного не происходило, постарайтесь не забыть о том, что в современных офисах достаточно чисто, поэтому сумки или портфели принято ставить на пол, предварительно достав необходимые для собеседования бумаги.
 
Впрочем, не надо отрабатывать в деталях какой-то один способ приветствия, общения, поведения в целом. Возможно, ситуация сложится совсем не так, как вы планировали. Что тогда? Паника, волнение, запинки в ответах — и в результате проваленное интервью? Этого нельзя допустить. Будьте готовы действовать по обстоятельствам, обращая внимание на то, что происходит именно в данный момент. Кстати, выбить вас из колеи, заставить нервничать и в нештатной ситуации проявить себя нередко является основной задачей представителя кадровой службы. Не стоит думать, будто вам дадут возможность, словно диктору, произнести заготовленный текст. Наоборот, вас станут постоянно перебивать, подлавливать вопросами «в лоб», провоцировать на откровенность. Поэтому не готовьте слова, которые вы будете произносить, уделите внимание своей реакции. Что это значит? Нужно невозмутимо относиться к любому изменению ситуации. Вам задали неожиданный вопрос? Вместо одного человека собеседование проводят несколько специалистов? Вы нервничаете просто потому, что у вас такой характер? В любом случае вы должны оставаться спокойным. Как этого добиться? В первую очередь необходимо бороться с навязчивыми жестами и словами, резкими порывистыми движениями, манерой слишком бурно реагировать на пустяки, нервным смехом и пр. Если соискатель сильно переживает, то интервьюер способен подумать, что кандидату есть что скрывать либо он опасается обнаружения какого-то обмана, неприятного секрета.
 
Кроме того, есть люди, которые в стрессовой ситуации впадают в другую крайность — становятся заторможенными, вялыми, апатичными. Они все время словно ждут какого-то толчка, приглашения что-то сделать или сказать, однако никто не станет вызывать их на разговор. Таким соискателям надо бороться с волнением, превращающим взрослого человека в школьника на первом экзамене.
 
Впрочем, вести себя, как профессиональный диктор или телезвезда, вряд ли получится. И хотя многие из нас прекрасно знают свои недостатки, избавиться от них очень сложно. И основное, на что надо полагаться, — естественность. Если поведение человека отражает его индивидуальность, то в конце концов он найдет место под стать своему характеру. Главное, чтобы личные особенности и проявление знания правил хорошего тона оптимально сочетались.
 
Однако работодателя интересует не только ваше поведение, но и то, как вы выглядите. Основное требование к внешнему виду соискателя — аккуратность. Самый замечательный костюм, если он помят или украшен пятном, произведет совсем не то впечатление. Да и дорогие туфли с налипшими комьями грязи не лучшая рекомендация своему владельцу. Предусмотрительные люди на ответственную встречу берут с собой губку для чистки обуви. Кто знает, вдруг, чтобы добраться до офиса, придется пройти, например, через стройплощадку? Дамы часто носят запасную пару колготок, дабы избежать неприятных сюрпризов, от которых не застрахован никто.
 
Руки, особенно ногти, порой являются предметом особой заботы женщин. Но, если вы захотите на собеседовании потрясти рекрутера невероятной красотой маникюра длиною чуть ли не в полпальца, будьте готовы к отказу, поскольку вас вряд ли воспримут всерьез. Если возникают сомнения в том, что вы сможете набрать текст на компьютере или даже просто взять ручку, то зачем вы, спрашивается, нужны? Но и в другую крайность впадать не стоит. Это уже касается в большей степени мужчин. Даже если вы накануне меняли масло в машине или возились на огороде, постарайтесь отчистить руки. Конечно, никто не заставляет вас делать маникюр, хотя удаление заусенцев — хороший способ избавиться от грязи.
 
Что же касается гардероба кандидата на должность, то здесь всегда возникает наибольшее количество вопросов. Как же одеться для интервью? Универсального рецепта, конечно, не существует. Отправляясь на встречу с работодателем, каждый руководствуется собственными правилами. Одни предпочитают «счастливую» вещицу, в которой всегда везет, так что заветный наряд становится практически талисманом. Другие, наоборот, стараются экипироваться с иголочки. Есть и те, для кого важнее всего соответствовать моде, и те, кто следует принципу «скромненько, но со вкусом».
 
Задумайтесь, ведь каждый из нас ежедневно встречает множество людей, которые с его точки зрения смотрятся ужасно, хотя вряд ли они стремились одеться плохо. Вероятнее всего, им нравится, как они выглядят. Ничего не поделать, вкусы у всех разные, и спорить о них не принято, потому и существуют некие стандарты офисной одежды, которые хотя и не сделают вас законодателем мод, однако позволят не произвести отталкивающего впечатления. Классика — беспроигрышный вариант во многих случаях.
 
Отрадно, если у вас есть собственный стиль в одежде. Но, прежде чем его демонстрировать будущему нанимателю, подумайте, впишется ли он в концепцию корпоративного дресс-кода. Для этого, разумеется, неплохо бы предварительно посмотреть, как одеваются сотрудники организации, куда вы хотите попасть. Но, даже если такой возможности нет, постарайтесь оценить свою экипировку со стороны. Не принимайте во внимание то, насколько она вам идет, является удобной или привычной, а посмотрите глазами человека, пытающегося определить ваши деловые качества.
 
Итак, одежда не должна быть слишком яркой, вычурной, ультрасовременной. И уж особенно не стоит увлекаться «рваными» и «грязными» вещами, которые порой делают модника неотличимым от бомжа. Вряд ли подойдет на собеседовании спортивный стиль. Если подобным образом одет человек атлетичный, физически развитый, создается впечатление, что времени и сил на поддержание собственной формы он затрачивает больше, нежели на выполнение обязанностей. Если же кандидат на спортсмена не похож, то такой наряд и вовсе выглядит неуместно. Что уж говорить о ситуациях, когда весь внешний вид демонстрирует, допустим, музыкальные пристрастия соискателя. Кожаная куртка, заклепки, татуировки, пирсинг и прочая атрибутика наводят на мысль о том, что взрослый человек слегка задержался в своем развитии и не понимает границ между увлечениями и работой.
 
Вообще, любая «говорящая» внешность уже является тревожным сигналом для нанимателя, особенно если речь идет о вакансии, предполагающей общение с людьми. Если претендент не может выбрать одежду, соответствующую принятым стандартам, потому что собственная индивидуальность и оригинальность ему дороже, то возникает вопрос о его профессиональной состоятельности. Будет ли он в достаточной степени корректен и гибок при разговоре с клиентами фирмы? Думаю, здравомыслящий кадровик предпочтет не экспериментировать.
 
Еще одна категория кандидатов, заставляющих менеджера по подбору персонала насторожиться, — это люди (причем к ним относятся и женщины, и мужчины), чересчур много внимания уделяющие своей внешности. Скажем, дамы с макияжем, на создание которого ушел не один час, производят впечатление недостаточно старательных работниц.
 
Учтите важную деталь — суммарная стоимость надетых на вас вещей (сюда, разумеется, не входят зимняя одежда, обувь, головные уборы и т. п.) не должна превосходить вашу месячную зарплату. Дорогие предметы гардероба уместны на вечеринке, но никак не на собеседовании. Обилие украшений, особенно драгоценностей, также является лишним. По мнению нанимателей, люди, имеющие помимо работы иные источники дохода, нередко халатно относятся к своим обязанностям, не дорожат местом и т. д. Следовательно, лучше принять в штат служащего, который заинтересован в должности и приложит максимум усилий, чтобы ее сохранить.
 
В облике соискателя важны не только сами вещи, но и то, как они сочетаются между собой. Одежда и обувь должны соответствовать друг другу и сезону. Даже если ваш летний костюм — верх совершенства, а на улице уже прохладно, не стоит мучиться. Тот, кто придет в достаточно теплой одежде в жару, или тот, у кого зуб на зуб не попадает от холода, вряд ли понравится нанимателю, не говоря уже о промокшем под дождем кандидате. Подобные мелкие оплошности наведут интервьюера на мысль, что перед ним рассеянный человек, не способный даже одеться по погоде, и никакой даже самый замечательный костюм не сгладит это впечатление.
 
Все вышесказанное касается в первую очередь претендентов на позиции менеджеров, офисных сотрудников, тех, кто по долгу службы будет общаться с посетителями, и др. Когда речь идет о работе с людьми, идеальный кандидат обычно представляется таким: обаятельный, подтянутый, улыбчивый, одетый с иголочки молодой человек или доброжелательная приветливая девушка среднего роста, не модельной внешности, но с приятными чертами лица. Если клиенты — люди постарше, то и для общения выберут представителя среднего возраста. В данном случае располагают к себе слегка полноватые женщины и респектабельные мужчины с небольшой сединой. Это вовсе не значит, что вам надо срочно худеть или полнеть, подкрашивать пряди или вообще кардинальным образом менять свою внешность (хотя следить за собой, выглядеть бодрым и активным, конечно, надо). Вы не должны относиться к своей внешности с точки зрения соответствия голливудским стандартам, постарайтесь войти в образ служащего, занимающего ту должность, на которую вы претендуете. Поэтому и выглядеть, и одеваться надо подобающим образом. Представьте, будто вас уже взяли в компанию. Что из вещей вы выберете в свой первый трудовой день? Ваш имидж должен вписываться в стиль коллектива, иначе, даже если на собеседовании проявят снисходительность и дадут соискателю шанс, его могут не принять люди, с которыми ему предстоит работать.
 
Но для всех ли профессий безупречный костюм — наилучшая рекомендация? Оказывается, нет. Что интересно, когда речь заходит, к примеру, о программисте, то все представляют себе сотрудника в несвежих джинсах с «пузырями» на коленках и растянутом свитере «под горло». Модно одетый системный администратор — это в представлении большинства нанимателей просто нонсенс. Для них идеальный специалист по компьютерам выглядит как человек, которого в жизни ничего, кроме этих компьютеров, не интересует. Если требуется кабинетный работник с научной степенью, то люди обычно ожидают увидеть эдакого всклоченного чудика ученого с перекошенными очками на носу. Дизайнера или представителя творческих профессий непременно наделяют оригинальностью и креативным подходом даже в одежде. Многим кажется, будто он должен обладать яркой и необычной внешностью. Вообще, существует достаточное количество стереотипов, которые зачастую диктуют отдельным специалистам, как они должны выглядеть. Впрочем, это вовсе не значит, что вы обязаны их строго придерживаться.
 
Каждый, кто учился в вузе, помнит множество легендарных историй, передаваемых с курса на курс, о том, какую одежду одобряет тот или иной педагог. Вот возле одной аудитории стоит группа в зеленом — кто-то разузнал, что преподавательница обожает этот цвет. Возле другой не студенты, а толпа каких-то нищих оборванцев — и все из-за того, что как-то на лекции профессор обмолвился, дескать, в наше время настоящие интеллигенты живут в бедности. Имеет ли смысл уподобляться нерадивым студентам, которые вместо того, чтобы готовиться к экзамену и тщательно изучать предмет, стараются узнать, что любит, а чего не любит преподаватель?
 
Выбиваться из стандартов, идти наперекор традициям — значит быть готовым к дополнительным трудностям, отстаивать свое право являться профессионалом и в то же время оставаться собой. Однако стремление во что бы то ни стало унифицировать себя, подогнать под общепринятые нормы может в итоге привести к полной потере индивидуальности. И возникает вопрос: а нужен ли работодателю человек-винтик? Все хорошо в меру, поэтому придерживайтесь золотой середины. В общем, на собеседовании надо выглядеть так, чтобы ваша внешность говорила, причем, именно о вас и только хорошее.
 

www.zarplata.ru
← вернутся назад