Не отходя от кассы

В 2008-м кассовые сборы украинских кинотеатров выросли на 20–25% (до 350–400 млн грн) - мировой кризис не повлиял на отечественный прокат.

Даже в самые серьезные кризисные периоды - Великую депрессию, энергетический кризис 1970-х, крах IT-компаний в начале 2000-х - посещаемость кинотеатров в мире не падала, а иногда даже увеличивалась. Эксперты британской исследовательской компании Screen Digest уверены: мировой кинопрокат выстоит и в нынешние непростые времена. По мнению аналитиков, при наличии в прокате действительно хороших фильмов кинематограф справится с проблемами глобального экономического кризиса лучше других отраслей индустрии развлечений.

"Кино оказывает на человека отличное терапевтическое влияние и стоит гораздо дешевле услуг психиатра", - утверждает президент Ассоциации игровых фильмов США Дэн Гликман. По его словам, в США средняя цена билета в кино составляет $7, а плата за посещение игры Высшей бейсбольной лиги - уже $23, поход на концерт - минимум $50. Так что, по мнению Гликмана, урезание расходов населения скорее отразится на более дорогостоящих развлечениях - тех же концертах и путешествиях.

И хотя лидер мирового кинопроката 2008 года - очередная серия об Индиане Джонсе - собрал в прокате всего $470 млн (докризисные рекордсмены - вторая и третья части трилогии "Пираты Карибского моря" - принесли более $640 млн каждая), фильмы первой десятки, по данным портала boxofficemojo.com, в ушедшем году заработали примерно на 9% (или на $300 млн) больше, чем два года назад. А общая выручка шести основных голливудских киностудий - Paramount, Warner Bros., Universal, XX Century Fox, Disney и Sony Pictures - выросла за последний год на 4%, составив почти $10 млрд.

Статистика киношников разных стран подтверждает эту тенденцию. К примеру, во Франции продажи билетов за прошедший год выросли на 4%. Кассовые сборы в Великобритании увеличились в 2008-м на 5%, достигнув рекордного за всю историю британского кинопроката уровня в GBP950 млн. На 47% - до $830 млн - за последний год выросли кассовые сборы в кинотеатрах России.

Правда, уже в конце года в РФ отмечалось падение посещаемости. По данным издания "Кинобизнес сегодня", в декабре 2008-го в российских кинотеатрах побывали на 45,5% посетителей меньше по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. "Несмотря на заключения американских социологов о том, что в кризис люди активнее ходят в кино, желая отвлечься от тяжелой реальности, российский новогодний бокс-офис просел по сравнению с тем же периодом прошлого года: зимние каникулы - 2007–2008 принесли прокатчикам 2,5 млрд руб., а совокупные сборы сезона - 2008–2009 составили только 1,3–1,5 млрд рублей", - рассказала Мария Капралова, генеральный директор агентства BrandWorks.

Впрочем, большинство российских экспертов в оттоке посетителей винят отсутствие в прокате раскрученных блокбастеров уровня "Дневного дозора" или хотя бы "Иронии судьбы - 2", которые обеспечивали высокую посещаемость в докризисные годы. Еще одна причина - стоимость билетов. Кинопрокатчики утверждают, что раньше кассовые сборы увеличивались преимущественно за счет роста цен. В России в прошлом году она выросла на 20%, достигнув $5–6. Снижать стоимость посещения владельцы кинотеатров пока не намерены. А вот поработать с репертуаром им все же придется - по мнению российского режиссера Никиты Михалкова, финансовый кризис окажет оздоравливающее воздействие на кинематограф: "Эта тяжелая волна смоет то, что недостойно".

На украинском кинопрокате кризис пока не сказался. В 2008-м кассовые сборы, по разным оценкам, выросли на 20–25% - примерно до 350–400 млн грн. Более $1 млн собрали 15 фильмов (а год тому "миллионников" было четырнадцать). Лидер проката прошлого года - картина "Адмиралъ" - как и лидер 2007-го "Ирония судьбы - 2", - преодолел планку в $4 млн.

Ксения Портная
По материалам http://www.kontrakty.ua/

← повернутися назад



Jobs.ua рекомендує: