Умение себя продать: игра по правилам рынка


Истина, как всегда, посередине. Рынок труда не напрасно называется рынком. Здесь действуют те же законы, которые управляют спросом-предложением в сфере недвижимости или торговли продуктами питания. Цена специалиста определяется не только его объективными характеристиками, в частности, компетентностью, но и умением себя преподнести.

Требование времени

Фактически мы формируем цену на свои профессиональные качества ежедневно, во время решения рабочих задач. Удачно выступили на планерке – цена повысилась. Не сдержались и высказали критику в адрес руководства – цена понизилась. До определенного момента эти колебания незаметны, но они очень наглядно дают о себе знать, когда организацию начинает лихорадить, и встает вопрос о снижении бюджета заработной платы или сокращении кадров.

Есть и особенно важные, ключевые моменты, когда умение себя продать может сыграть решающую роль. Например, собеседование. Бывает, конечно, что работодатель, общаясь с соискателем, точно знает размер ставки для соответствующей вакансии. Но чаще всего этот размер «плавающий», и именно от результатов собеседования зависит, какую цифру назовет работодатель, отвечая на вопрос соискателя об уровне зарплаты. В ситуации, когда сотрудник чувствует несоответствие между своим окладом и объемом выполняемой работы, возникает необходимость доказать свою значимость и, соответственно, повысить собственную ценность в глазах работодателя. В этих случаях и пригодится бесценный опыт самопродажи.

Доля самоуверенности – только на пользу

В тот момент, когда вы продаете себя, желательно воздержаться от двух крайностей. Первая: вы слишком критичны к себе и пытаетесь показать себя с исключительно объективной стороны. То есть вот эти задачи вы выполняете хорошо, а другие чуть хуже, но в целом вы замечательный сотрудник. Вспомните рекламные ролики, которые мы регулярно наблюдаем по телевизору. Вы слышали, чтобы кто-нибудь хоть раз упомянул, что молоко «М» - хорошее и вкусное, но в нем консервантов чуть больше, чем в других видах молока, хотя на вкусе продукта это нисколько не сказывается? Реклама отражает только позитив. Возьмите с нее пример. Вы – один из лучших сотрудников в организации. Причем это касается не только выполнения служебных обязанностей, но и теплых отношений с коллегами, и ваших креативных качеств, позволяющих создавать умопомрачительные сценарии корпоративных праздников. И точка.

Пусть такое отношение к себе покажется вам проявлением самоуверенности. «Самоуверенность окупается», - убежден Станислав Алексеев, управляющий партнер хедхантинговой компании TopHunt International. - У самоуверенных людей практически не бывает проблем с поиском работы». Борис Артюшин, старший партнер хедхантинговой компании Go Getter, говорит, что часто работодатели бывают настолько очарованы яркой самопрезентацией, что даже не углубляются в изучение истинной компетентности претендента на должность.

Внешняя сторона должна соответствовать сути

Есть и вторая крайность: попытка создать видимость без сути. Можно  попробовать продать внешние признаки профессионализма: уверенность в себе, предыдущий опыт работы, приукрашенный по случаю собеседования такими подробностями, которые имеют мало общего с реальным положением вещей. Но как бы кандидат на должность не расхваливал свои способности, в течение первых двух-трех месяцев работы станет ясно, на какие подвиги он способен. Самый оптимальный вариант – не скромничать и поставить планку высоко. Может быть, выше, чем вы в данный момент можете дотянуться.

Допустим, работодатель спрашивает:

- Вам раньше приходилось выполнять такую работу?

Вам не приходилось, но занять вакансию очень хочется. Заманчиво отрапортовать с уверенным видом: «Конечно, приходилось! Я справлюсь». Однако разумнее ответить в таком русле:

- Нет, не приходилось. Но я имею представление о том, как это работает. Уверена, что смогу приобрести необходимые знания и навыки в кратчайшие сроки и с поставленными задачами справлюсь.

Поставив цель, создав себе репутацию профессионала высокого класса, вы будете стараться ей соответствовать. И это неизбежно приведет к успеху.

В завершение приведем главную заповедь Джо Джирарда, автора книги «Как продать себя», человека, который вошел в книгу рекордов Гиннеса как самый успешный продавец автомобилей в мире. «Прежде чем вы сможете продать себя другим – то есть продать свои мысли, желания, надежды, амбиции, умения, опыт, продукцию и услуги – вам необходимо полностью, на сто процентов продать себя самому себе. Вы должны поверить в себя, доверять себе и быть уверенными в своих силах. Короче говоря, вы должны полностью осознавать свою цену».


freken-bok.com
← повернутися назад



Jobs.ua рекомендує: