Моббинг – травля на рабочем месте!

Почему и кого травят в предприятиях

Моббинг развит в предприятиях, где нет четких границ обязанностей и ответственности, где отсутствует система кадрового продвижения и возможностей карьерного роста, где превалируют родственные или интимные связи между сотрудниками. В таких компаниях процветают зависть, ревность, агрессия, нездоровая конкуренция.
Все это говорит о недальновидности руководства, о неправильных управленческих решениях, об отсутствии ясных целей. Руководство этих компаний зачастую попустительствует любителям интриг и закулисных игр, провоцирует сотрудников на доносы, подсиживание, а порой само стравливает людей.
Когда сотрудники заняты выполнением поставленных задач, им некогда тратить время и силы на «террор». А когда им не совсем понятно, что делать, то надо же как-то заполнять свое рабочее время? В таких случаях моббинг может обрушиться на перегруженного работника — мол, «смотри какой умный — бегает, работает, выслуживается!»
Частенько травят людей с нестандартным мышлением, тех, про кого говорят, что они «не от мира сего». Такие личности могут быть великолепными специалистами в своей области, но процесс общения с коллегами для них представляет трудность. И их начинают травить — иногда просто от скуки или «на всякий случай».
Очень распространенным явлением является также моббинг новичков. Правда, часто он носит лишь временный характер и является своеобразной «проверкой на вшивость». Объектом моббинга может стать и опытный работник, к которому вдруг начало благосклонно относиться начальство, и пришедший со стороны сотрудник, неожиданно назначенный на высокий пост, и трудолюбивый провинциал.

Виды моббинга

До сих пор речь шла о горизонтальном моббинге — давлении со стороны коллектива. Но он бывает еще и вертикальным — со стороны руководства, и называется боссингом. Здесь несколько другие причины и механизмы.
Обычно целью боссинга является то, что начальник хочет избавиться от неугодного сотрудника. И если он не может выяснить с подчиненным свои отношения и правильно выстроить их, особенно если сотрудник хороший специалист, а выдавливает его — значит, это плохой руководитель.
Иногда поводом для боссинга является то, что начальник раньше находился с жертвой в отношениях, выходящих за рамки служебных, а затем пожалел об этом и захотел вернуться к официальной дистанции. Поэтому он решает избавиться от того, кто много знал о нем и его слабостях.
Еще одной причиной может стать желание руководителя самоутвердиться за счет других. Такому нравится ощущать себя всемогущим кукловодом, дергающим марионеток-подчиненных за ниточки. Именно он зачастую является инициатором горизонтального моббинга.
Бывает другой вид вертикального моббинга — со стороны сотрудников в отношении шефа. Он чаще всего возникает в так называемом «застоявшемся болоте». Если туда назначен новый руководитель, рьяно взявшийся за работу и начавший вносить активные изменения в привычный уклад — то дело его плохо. В лучшем случае ему объявят тихий бойкот.
Есть и еще один вид моббинга: «сэндвич-моббинг». В этом случае нападки идут отовсюду — как со стороны подчиненных, так и со стороны руководства.

Как это проявляется

Методы, которые используют «преследователи», всегда примерно одинаковы. Это могут быть придирки, насмешки, пересуды, психологические притеснения, негативные высказывания, ухмылки за спиной, провокации, сомнения в том, что сотрудник справится с заданием. Кроме того, это может быть бойкот, доносительство, критика, клевета.
Жертве моббинга перекрывают информативные каналы — намеренно скрывают или «забывают» сообщить сведения, касающиеся работы, не пересказывают рабочие новости, слишком поздно доносят нужную информацию, «забывают» пригласить на совещание. Его успехи игнорируют, на вклад в общее дело не обращают никакого внимания. Руководство систематически оставляет этого человека без вознаграждений и без продвижения по службе. Кроме того, его изолируют от неформальных отношений в коллективе — не приглашают на корпоративные вечеринки, не зовут с собой обедать, а порой даже и не здороваются. Ему пытаются также испортить и репутацию — распускают сплетни, подбрасывают «улики», порочащие достоинство, воруют со стола нужные бумаги. Иногда противостояние может перейти даже в словесные оскорбления, а порой и в физическое насилие.

В чем может быть виновна сама жертва

Вместе с тем, если моббинг направлен против вас, то вы, возможно, тоже где-то ошиблись и в чем-то были не правы. Не всегда жертва оказывается «невинной овечкой».
Да, само явление чаще всего спровоцировано проблемами руководства компании. Но почему агрессия оказалась направлена именно на вас? Постарайтесь это понять. Не факт, что просто злобный нрав коллег стал единственной причиной такого поведения.
Проведите анализ ситуации и собственной личности. Даже если вы будете вынуждены сменить работу, не окажется ли, что и на новом месте вы спровоцируете в свой адрес то же самое?
Возможно, причиной моббинга стало ваше излишнее хвастовство. К примеру, вы профессионал высокого класса. Но кричать об этом на каждом углу, по крайней мере, смешно. За человека говорят дела, а не слова. Особо негативную реакцию вызывает хвастовство, смешанное со снобизмом. Вы можете считать себя идеально образованным и развитым человеком, но даже если все остальные сотрудники, на ваш взгляд, абсолютно «тупые» — стоит ли высказывать им свое мнение?

Кроме того, если ваше материальное положение лучше, чем у других, вряд ли надо распространяться о том, как вы, к примеру, проводите свой отпуск или как часто меняете машину. Не все могут себе такое позволить, и ваши рассказы вызовут лишь чувство зависти, а потом и неприязни.
Одним из «раздражителей» является также привычка жаловаться. Если вы все время говорите о своих проблемах, то рано или поздно сотрудники перестанут слушать и станут срывать на вас свое раздражение. У каждого есть свои заботы — порой более серьезные. Так почему коллеги должны сочувствовать, вникать и помогать именно вам?
И последнее, в каждом коллективе складываются свои негласные правила и традиции. Их нужно уважать, даже если они вам не по душе. Пренебрежение к мнению большинства обязательно скажется на отношении к вам.

Что делать в подобных случаях

Какой же выход найти, чтобы если не совсем избавиться от моббинга, то хотя бы уменьшить частоту и интенсивность его проявления? Прежде всего, руководству нужно ясно формулировать цели компании, четко обрисовывать задачи сотрудников (не допуская дублирования и нездорового соревнования), заботиться о психологическом климате внутри коллектива, о грамотной организации труда. Кроме того, и самим жертвам моббинга нужно знать некоторые вещи.

Если уж так случилось, что вы стали жертвой преследования коллег, — ни в коем случае не показывайте, что вас задевают насмешки и злословие окружающих. Сделать это нелегко, но это единственный выход. Постарайтесь ко всему относиться с юмором. Допустили промашку? С кем не бывает — сами посмейтесь над ней первым. Таким образом, вы «отберете хлеб» у насмешников. Самоироничный человек неуязвим. Стремитесь к тому, чтобы быть асом в своем деле, иметь четкое представление о своих обязанностях, и, разумеется, строго их выполнять. Тогда вас хотя бы не смогут обвинить в упущениях профессионального плана.
Придя на новую работу, в первое время общайтесь с коллегами как можно более ровно и подчеркнуто вежливо. Не стремитесь сразу навязывать свое расположение, вникать во внутренние разборки, привлекать внимание своей безудержной активностью, экстравагантным нарядом или незаурядным поведением. Внимательно следите за тем, что происходит в компании. Если уметь наблюдать, то всегда можно увидеть и услышать чуть больше, чем это видно на поверхности. И, разумеется, надо быть способным анализировать полученные сведения. Так что для человека с интеллектом риск стать жертвой моббинга — в общем-то, минимален.


http://orenburg.rabota.ru
← повернутися назад