Важность взаимопонимания. Контакт? Есть контакт!

Как часто, приняв решение об увольнении, мы списываем свои проблемы на то, что не было контакта с руководством, не нашли общего языка с коллегами… Но устроившись на другую работу, сталкиваемся с теми же трудностями. Главное, что во всем почему-то виноваты не мы сами, а этот пресловутый контакт, которого все нет, несмотря на то что место новое, да и сослуживцы совсем иные. Кто виноват в том, что нет взаимопонимания с людьми? А ведь от этого многое зависит в трудовой деятельности, начиная с трудоустройства и заканчивая самой работой.

Давайте попробуем определить, что такое контакт в аспекте работы. Это, безусловно, взаимодействие с другими людьми путем осуществления непосредственной или дистанционной связи. В первом случае это устная речь, и для этого понадобится не только умение точно и ясно излагать свои мысли, но и подкреплять смысл слов выражением лица, выбранной позой, тоном голоса. Они не должны вступать в противоречие друг с другом, иначе вас не поймут и на нужный вам контакт, естественно, не пойдут. Во втором случае требуется банальное умение читать и писать. Например, вы читаете эту статью, соответственно, у нас с вами (у автора и читателя) возникает контакт. Отвлеклись от чтения — контакт исчезает! Так и в процессе общения. Связь должна быть двусторонней, основанной на взаимопонимании. Вот как его добиться — другой вопрос.

Начнем с отсутствия контакта с руководством. Прекрасный специалист Алексей Ф. решил уволиться с приличной должности в торговой компании, в которой, кстати, он успешно проработал около семи лет. Но объяснять, почему он так поступает, не стал никому, так как ему казалось, что руководству это абсолютно неинтересно. Последние годы Алексей Ф. сильно хромал, боль в ноге переросла в нестерпимую боль в позвоночнике. Необходимо было срочное лечение. Но вместо понимания он стал получать выговоры за опоздания, даже вычеты из зарплаты. Как-то его разговор об уходе услышал начальник отдела и, вместо того чтобы поговорить с Алексеем напрямую, доложил о его намерениях «наверх». Каково же было удивление увольняющегося сотрудника, когда его вызвал к себе президент компании и долго пространно рассуждал, что без него, Алексея, он не видит будущего компании и так далее. Выслушав замечательный монолог президента, он еще больше укрепился в желании уйти из компании, так как стороны не могли и не хотели найти общий язык.

Алексей Ф. уволился, а на его участок взяли трех (!) специалистов, которые значительно уступали ему по профессионализму. В результате Алексей Ф. остался у разбитого корыта, а его бывшая компания сильно проиграла. И все это произошло из-за отсутствия нужного контакта. Поинтересуйся непосредственный начальник хотя бы причиной ухода, поговори со своим сотрудником персонально, может, отпуска на лечение оказалось бы достаточно. Кто знает? Распространенная ошибка руководителей — неумение, а чаще нежелание контактировать с нижестоящими сотрудниками! Мол, не барское это дело. Посмотрите на опыт успешных менеджеров. Так, Сэм Уолтон, чьи супермаркеты Wal-Mart занимают 75 % торговли в США и 25 % в мире, первым своим правилом считал: «Управляй огромным супермаркетом, как маленькой лавочкой». Члены его команды каждый день вылетают с собственного аэродрома, чтобы общаться непосредственно с сотрудниками и покупателями в разных уголках мира. А мультимиллиардер Ричард Брэнсон из Великобритании? Каждый служащий его империи знает личный номер телефона босса и зовет его не иначе как Ричард. Принимать последнее за фамильярность или нет — ваше право, а вот общение первого лица компании со своими сотрудниками напрямую — это высший пилотаж.

Залог успешной работы руководителя — это прежде всего тесные контакты с сотрудниками. Так, в инофирму взяли нового главного бухгалтера. Манера этой женщины ежедневно обходить своих подчиненных, раздражала многих: «Что ей в кабинете-то не сидится! Нечего делать, наверное». Но уже через некоторое время вся фирма заметила значительное улучшение в работе бухгалтерии, потому что главный бухгалтер контактировала со своими подчиненными на их рабочих местах, решая возникшие проблемы быстрее и эффективнее, чем ее предшественник. Отмечая работу нового главбуха, генеральный директор сказал, что каждый начальник должен находится в гуще событий, выслушивая мнение своих сотрудников на местах, видя, как они работают. Более того, именно контакты с подчиненными дали вышеупомянутому Р. Брэнсону множество новых идей. И не только по улучшению работы, но и по новым рынкам влияния его бренда Virgin. Однако контакт контакту рознь. Можно, как тот президент в случае с Алексеем Ф., сделать его односторонним, а значит, непродуктивным. А можно — взаимовыгодным и очень плодотворным.

Все знают, что деятельность большинства организаций заключается в продаже товаров или услуг. Таким образом, появляется еще один вид контакта — с клиентом, покупателем, партнером. Задача здесь одна: покупатель должен остаться довольным. Как говорил небезызвестный Сэм Уолтон: «Есть только один босс — это покупатель». Вопрос контакта с клиентом — прежде всего вопрос психологии другого человека. На многих уважающих себя предприятиях существует целый отдел, который так и называется «Служба контактов с покупателями». Умение находить общий язык, чаще всего с рассерженными клиентами, — большое искусство. Оно приходит с опытом и знанием людей. Для начала будьте предельно внимательны и терпеливы. Например, Ирина регулярно получает каталог выпуска новых книг одного издательства. Если она хотя бы один раз не сделает заказа, ей обязательно звонят под предлогом «ваши предложения по улучшению работы нашего каталога», узнают ее мнение по поводу новинок и так далее. Так между Ириной и продавцом книг возникает хоть и дистанционный, но все же контакт. В следующий раз она будет внимательнее относиться к присланному ей каталогу и уж точно сделает заказ.

Технике контакта с другим человеком (потенциальным покупателем) даже обучают. Особенно отточено это мастерство в компаниях сетевого маркетинга. На любой вопрос в книге презентаций товара МЛМ уже найден ответ. Если бы такое пособие было написано для прохождения собеседований, устройство на работу было бы вопросом решенным. Хотя и контакт с интервьюером в этом случае далеко немаловажен. На кинопробах один наш известный актер постоянно получал ведущие роли. Многие не менее талантливые артисты жаловались, что он буквально отнимает у них кусок хлеба. Все диву давались, как этому полному и лысоватому человеку непременно давали звездные роли. А дело в том, что помимо актерского у него был еще один талант — он умел устанавливать контакт с «приемной комиссией». На мой вопрос, как он это делает, актер сказал: «Для налаживания контакта всегда нужно помнить, что перед тобой сидит живой человек, а не враг и не машина по приему на работу. Остается только убедить его, что ты именно тот, кто им нужен». Если ваш интервьюер почему-то не идет на контакт, то это означает только то, что вы изначально неправильно подобрали к нему ключи. В таком случае лучше недокрутить, чем перекрутить, а то можно и сломать заветный золотой ключик от дверцы за очагом в каморке папы Карло.

Ведь если контакт с интервьюером есть, даже отказ от приема на вакантную должность будет не таким болезненным. Вам обязательно объяснят свое решение. К сожалению, мы не можем видеть себя со стороны. И то, что нам кажется классным, не всегда кажется таковым другим людям. Как писал Р. Бернс, видение себя глазами других «избавило бы нас от множества ошибок и глупых идей». Для успешного общения необходимо хотя бы что-то знать о компании, куда вы хотите пойти работать, или хоть что-то о человеке, с которым предстоит налаживать контакт. Так, агент ФБР в американском фильме «На гребне волны», чтобы влиться в банду грабителей, утверждает, что у него погибли родители. Как и у той девушки, в доверие к которой он должен войти. Но мы не в разведке и обманывать никого не нужно, однако для контакта надо искать прежде всего что-то общее или полезное для другого человека. Это может быть что угодно, даже цвет и размер. Как в мультфильме про Винни-Пуха, где ослик Иа восклицает: «Это мой любимый цвет! Это мой любимый размер!»

Контакт должен всегда основываться на искренности и, несмотря на то что это только работа, идти непосредственно от сердца. Потому что если вы постараетесь быть правдоподобным, подсознание другого устроено так, что способно синтезировать, анализировать, решать, и, несомненно, он поймет подмену. Если человек вам симпатичен, это сделать легко. А как быть, если нужный объект не совсем приятен как личность? Будьте снисходительны. Главное — дело, а потом уже личные эмоции. Может статься, что неприятная личность при ближайшем рассмотрении окажется прекрасным специалистом, и контакт с ним пойдет вам на пользу. Так, знания одного лохматого и неряшливого компьютерщика, который никогда не выходил из своей гудящей комнаты с проводами, помогли моему бывшему сослуживцу Вадиму продвинуться по карьерной лестнице. Дело в том, что молодые специалисты, пришедшие в компанию, игнорировали этого субъекта. А сослуживец заинтересовался его работой, так как компьютер Вадим знал на самом примитивном уровне пользователя. Затем он предложил, а компьютерщик создал программу, с помощью которой Вадим внес дельное рационализаторское предложение, и его практически тут же повысили в должности.

Давайте не будем забывать и о таком немаловажном контакте, как контакт с аудиторией. Он необходим во многих областях, даже если вы не профессиональный оратор. Как-то мне довелось видеть, как за сценой наш торговый директор старательно повторяет текст своего выступления. Мне всегда казалось, что доклад он не пишет, а говорит то, что считает нужным в данный момент. Оказалось, нет. Даже мелочи он тщательно продумывает. Чтобы хорошо говорить, нужно обязательно готовиться! Это касается даже небольшого выступления. Обратили внимание, как бледно смотрятся выступления тех же спонсоров на сцене? Не подготовлены, не отрепетированы, нет опыта общения с аудиторией. Даже у дикторов от волнения может сорваться голос, но вы ни в коем случае не должны надеяться на авось. Или рассуждать так: «Скажу что-нибудь!» Вы должны четко и ясно представлять свое выступление: фразу за фразой. Более того, хорошо знать, как вы это скажете.

Еще один момент: исключите чтение по бумажке. Вы сразу потеряете 70 % аудитории! Лучше обратиться к зрителям напрямую: «Я написала свою речь заранее, но позвольте мне сказать своими словами!» Даже если вы потом будете говорить заученный текст, он будет звучать совсем по-другому. Как-то моей сослуживице нужно было выступить с рекламной речью, но прежде всего ей требовалось найти контакт с огромной аудиторией концертного зала «Россия». Она вышла с маленькой девочкой, которая очень просилась с ней на сцену. Сослуживица начала абсолютно искренне, объяснив в шутку, почему появилась с ребенком. В общем, вела себя абсолютно естественно. Зал просто захлебнулся аплодисментами.

Навыки презентации и самопрезентации необходимы каждому, кто хочет претендовать на хорошую должность и двигаться дальше по служебной лестнице. И тут без контакта никак не обойтись, а для этого помимо тщательной подготовки учитывайте, где и для кого вы будете выступать. Постарайтесь быть убедительными, не теряйте уверенности в себе ни при каких обстоятельствах. А для этого ощущайте себя «здесь и сейчас», не уходите мысленно от обстоятельств. Ну упала ваша указка — это не повод устраивать истерику перед аудиторией, поднимите ее и идите дальше, не сбивайтесь с мысли. Важен хороший контакт даже в критической ситуации. Так, только что пришедшая сотрудница с негодованием набросилась на особу, которая нагло сидела за ее компьютером. Та извинилась и сказала, что буквально через секунду освободит место, так как срочно нужно отослать в головной офис компании информацию, а свободен только этот компьютер. Как же было стыдно потом той сотруднице, когда она узнала, что за ее столом «нагло» печатала… владелица их компании.

Порой для установления нужного контакта надо пойти ва-банк. Так, однажды, чтобы добиться консенсуса, директору завода пришлось встать и уйти с важных переговоров. Его новые партнеры начали с позиции силы, чуть ли не с оскорблений, и только когда директор ушел, все присутствующие поняли, что их, мягко говоря, зашкаливает и никакого контакта у них не получится. Не успел директор доехать до своего предприятия, как посыпались звонки с извинениями. Безусловно, контакт нужно уметь не только устанавливать, но и поддерживать. Если вы уже наладили связь с руководителем, клиентом, сослуживцем, поддерживайте ее в рабочем состоянии, чтобы в любую минуту на вопрос: «Контакт?» вы могли всегда ответить: «Есть контакт!»

Елена ИШУТИНА
"Работа & Зарплата"

← повернутися назад



Jobs.ua рекомендує: