Собеседование: продай себя сам

Ни для кого не секрет, что фундаментом для встречи с новым работодателем становится ваше резюме. Но даже при безупречно составленном резюме, самая сложная задача — выдержать многочисленные собеседования.

Обычно при устройстве на работу приходится пройти несколько собеседований:

В кадровом агентстве. Задача рекрутеров — оценить вашу адекватность. Качественно проверить профпригодность они не могут, поэтому максимум, чего стоит опасаться – теста на проверку знаний иностранного языка.
Собеседование непосредственно в компании. Придется встретиться с:
— представителем службы по работе с персоналом. Его задача: выяснить, все ли в вашем резюме правда, и насколько ваши личные качества соответствуют данной вакансии.

— с руководителем отдела, в который вы устраиваетесь. Здесь будет сделан акцент на профессиональные навыки, и вполне возможны тестовые задания.

— с генеральным директором компании. Он постарается оценить, насколько вы перспективный сотрудник и сможете ли вписаться в корпоративную культуру компании.

Считается, что собеседование – частный случай продажи, и принципы его почти такие же, как если бы вы «продавали» автомобиль или партию джинсов. Поэтому у каждого собеседования, как и у любой продажи, существует пять этапов:

Этап 1: вступить в контакт с покупателем

В нашем случае покупатель – человек, который проводит собеседование. С ним и придется завязать доверительные отношения.

Как это сделать:

— Помнить, что ваш интервьюер, во-первых, обычный человек, которому приятно любое внимание к себе. Не пренебрегайте такими способами понравиться, как обращение к собеседнику по имени и желанием узнать побольше о его карьере. Например, спросите: «Как долго вы работаете в этой компании?».

«Покупатель» заинтересован в вас так же, как вы в этой работе и специально «заваливать» не будет. Поэтому, как говорится, расслабьтесь и получайте удовольствие от нового опыта. В конце концов, даже если это последний шанс накормить троих детей и непутевого мужа, для положительного результата просто необходимо избавиться от лишней важности. Для этого, кому-то помогает с самого начала смириться с возможной неудачей, а кому-то повторять себе: «если не получу, значит — не мое».

— Вести себя правильно

Смотрите в глаза собеседнику, не забывайте улыбаться и следите за тем, чтобы поза была открытой – ноги и руки не скрещены, плечи расправлены. Даже если вы считаете, что открытая поза – это выдумка психологов, то выдумка эта слишком широко известная. Она все равно повлияет на качество общения: интервьюер посчитает, что вы банально не знаете элементарных правил эффективной коммуникации.

Этап 2: выяснить потребности клиента

На этом этапе необходимо понять, какой именно опыт или качество соискателя представляют принципиальную важность для компании. При достаточно общих требованиях – например, опыт работы от 5 лет, знание английского языка и умение руководить коллективом – степень важности каждого из них для работодателя наверняка будет разной. Поэтому, как показывает практика, в процессе диалога работодатель может «закрыть» глаза на тот или иной пункт. Выяснить, где они готовы идти на уступки, а где нет – ваша задача на данном  этапе.

Как это сделать:

Задавать прямые вопросы собеседнику:

— Чего вы ждете от кандидата?

— Что для вас является решающим при выборе сотрудника?

— Почему это место оказалось вакантным?

В зависимости от полученных ответов вы сможете позже правильно подать себя.

Этап 3: провести презентацию вашего товара

При поисках работы ваш товар – вы сами. Поэтому проводить придется самопрезентацию.

Как это сделать:

— Заранее продумать ответы на классические вопросы любого собеседования:

Почему уходите с предыдущего места работы?

Ответ маленькая зарплата или проблемы с начальством – не подходит. Даже если это чистая правда. Правильнее сказать, что нет возможностей для развития и инициативы.

Ваши сильные и слабые стороны?

Со своими сильными сторонами вы и сами разберетесь. Куда сложнее грамотно озвучить недостатки. Например, вы иногда опаздываете, но говорить надо об этом так: «Я, к сожалению, сова». Собственную вспыльчивость работодателю лучше представить фразой: «Мне приходится иногда сдерживать свой темперамент».

Чего ждете от нашей компании?

При ответе на этот вопрос вам как раз пригодится информация о потребностях работодателя. На ваш вопрос, чего они ждут от кандидата, вы получили ответ: «Исполнительности и аккуратности». Стало быть, имеет смысл сказать: «Хочу повысить свой профессиональный уровень и расширить круг профессиональных возможностей». Если же вам озвучили, что соискатель должен быть самостоятельным и инициативным, следует ответить: «Я ищу возможностей для реализации своих идей».

Кроме того, необходимо составить связный, но короткий рассказ о своем опыте работы в этой сфере по схеме: занимаемая должность, обязанности, достижения.

Этап 4: уметь работать с возражениями

Здесь вам предстоит ответить на дополнительные вопросы. Вполне вероятно, что вы что-то забыли рассказать, или сказанное вами вызывает у собеседника сомнения.

Как это сделать:

Можно воспользоваться маленькой хитростью и не озвучивать во время самопрезентации ряд важных пунктов: например, зачем вы уходите со старой работы и чего хотите получить на новой. Интервьюер будет вынужден спросить вас именно об этом. В противном случае он начнет копать глубже и, возможно, задаст какой-нибудь неожиданный вопрос.

Этап 5: завершение сделки

Если при обычной продаже на этом этапе у вас либо купят товар прямо сейчас, либо не купят совсем, то результатов собеседования придется подождать в любом случае.

Напоследок можно задать собеседнику несколько как будто случайных вопросов о компании, в которую вы устраиваетесь, продемонстрировав, что вы к встрече готовились. Начните их словами: «я увидела на вашем сайте…» или «читала в газете, что…».

После каждой встречи, проиграйте весь диалог с интервьюером в голове и постарайтесь трезво оценить – в какой момент вы были на высоте, а в какой держались не очень. Во-первых, это отвлечет вас от ненужных эмоций, а во-вторых, поможет избежать подобных ошибок в будущем.

ladies.academ.org
← повернутися назад



Jobs.ua рекомендує: